Open Nav

Весенние ограничения увеличили риск необоснованных штрафов для перевозчиков (ИА "РЖД-Партнер", 11.04.2025)

11 апреля, 2025

С начала весны у российских автоперевозчиков выросло количество необоснованных штрафов за перегруз. Причина – автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК), перенастроенные с учетом сезонных ограничений. Согласно обзору «АвтоГрузЭкс», вероятность ошибочного взыскания выросла вдвое, пишет Trans.ru.

АПВГК, число которых достигло 500 (рост на 23% по данным Ространснадзора), фиксируют превышения нагрузки на ось в автоматическом режиме – без учета исключений, действующих для отдельных видов грузов, включая продукты питания и топливо. В ряде регионов, таких как Брянская и Тульская области, допустимая нагрузка снижена до 4 тонн на ось, и штраф может быть выписан даже за проезд порожнего транспортного средства.

Особую обеспокоенность вызывает задержка в уведомлении о штрафе – до 4–8 недель. За это время перевозчик может пройти через несколько «рамок» с тем же грузом и получить серию штрафов, оспаривание которых осложняется техническими сбоями и отсутствием оперативной обратной связи.

С начала 2025 года штрафы за перегруз выросли на 50%, достигнув 375–600 тыс. руб. в зависимости от превышения. Одновременно снизилась льгота за быструю оплату: теперь в течение 30 дней можно оплатить только 75% суммы, ранее действовала скидка 50%.

На фоне общего роста издержек – в I квартале себестоимость перевозок выросла на 12%, лизинговые платежи – до 27–28%, а ремонт и зарплаты – на 20–49% – дополнительная нагрузка может стать критической. В обзоре говорится, что более 60% компаний работают вне правового поля, что усиливает конкуренцию за счет демпинга. Разница в тарифах между «белыми» и «серыми» игроками доходит до 20%.

Эксперты считают, что решить проблему поможет:

  • перераспределение ответственности между перевозчиком и грузоотправителем;
  • возврат к практике очных проверок с участием инспекторов ГИБДД;
  • отказ от автоматической выписки штрафов без анализа документов.

Также предлагается пересмотреть подход к санкциям: сегодня перевозчик отвечает за перегруз, даже если тот вызван действиями грузоотправителя, доказать чью-либо вину после факта практически невозможно.

Если меры по доработке системы контроля не будут приняты, транспортная отрасль может столкнуться с дефицитом автопарка из-за банкротства добросовестных участников рынка, предупреждают авторы обзора.

Новости отрасли